Не пройти ли вам на Кудыкину гору?
Народные загадки сохранили для нас «обломки» старинного образного языка. Еще в XVII веке они были широко распространены в быту и являлись не чем иным, как своеобразной тайной речью. Дело в том, что на прямое называние ряда явлений существовал запрет (табу). Не знаю, как у вас, а у меня в семье до сих пор не принято задавать прямой вопрос при выходе из дома: «Куда ты идешь?» Можно нарваться на грубый ответ: «Куда-куда? Корове под кой-куда!» Это все оттого, что наши прародители когда-то свято верили, что, назвав место, рискуешь туда не попасть. Болтуна же весь день будут преследовать неудачи. Лешего мы до сих пор называем тайным именем «дед Пихто», опасаясь, как бы он чего дурного не натворил, а когда по грибы пойдем, в глухой лес не завел.
Тух-тух-та на голоногого
Путешественник XVIII века С. П. Крашенинников привел примеры тайной речи у охотников: «В прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь - «востроверхою», бабу - «шелухою» или «белоголовкою», девку - «простыгою», коня - «долгохвостым», петуха - «голоногим». Не дай Бог, сибирский охотник прямо расскажет, как прошел промысел, - удачи в другой раз не будет. Отсюда и загадка: «Пошёл я на тух-тух-ту, взял с собой таф-таф-ту и набрел на храп-тах-ту; кабы да не таф-таф-та, меня съела бы храп-тах-та», - что в переводе на современный язык означает: пошёл на охоту, взял с собой собаку, нашёл медведицу и т. д.
Шифрующийся учитель
Тайный язык - и есть прародитель наших загадок. Благодаря загадке будничный мир повседневных мелочей включался в яркую систему образов. Вот загадка про свинью («низкоглядую»): «По земле ходит, а неба не видит». Или про петуха - «Голоногий пан поет, солнце на небо зовет».
В загадках отражаются представления наших предков об устройстве мира и самого человека, о времени и о смысле жизни. Диалог старших членов семьи с младшими обеспечивал передачу знаний от поколения к поколению: «Щука ныряет, трава прилегает» (коса). «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (дерево).
Перенимай, сынок!
Интересно, что закодированная в загадках информация о явлениях природы должна была проговариваться только в особенное время - на святки и на Новый год, когда солнце поворачивает свой ход на лето, а мир будто бы рождается заново. В такие волшебные вечера собирались дети и подростки вокруг убеленных сединой старцев и мудрых старушек, чтобы загадки отгадывать и жизненную мудрость перенимать. Загадки давали представление не только о быте, но и об истории: «На горе-горушке стоят две старушки, если охнут, люди глохнут» (пушки). В основу загадок ложилось познание окружающей действительности, требующее от ребенка острой наблюдательности и сообразительности: «На улице рубашка, в избе рукава» (лучи солнца). «Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт (град).
Ловушка для малыша
Загадка, говоря научным языком, - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через другой, имеющий с ним хотя бы отдаленное сходство: «На потолке в уголке висит сито не руками свито» (паутина). Так, паутина превращается в решето, лампочка - в грушу, солнце - в яблоко, а всем известный огурец - в горницу, полную людей, - просто волшебство какое-то! Поэтому загадки так любят дети. Мудрая загадка заставляет ребенка думать и развиваться, ее условный язык вынуждает его находить поэзию в самых простых вещах. «Скорчится - с кошку, а растянется - с дорожку» (веревка). «Два братца пошли в воду купаться» (вёдра).
При отгадывании развивается и четкая логика, и образное мышление, и способность к рассуждению и доказательству, а это и является основой любого творчества. «Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять» (Небо, звезды, месяц).
Отгадывание загадок всегда доставляет ребенку (да, поверьте, и взрослому) удовольствие, потому что это - игра, в которую очень интересно играть. Богата удивительными красочными образами сокровищница русских народных загадок. Можно их сочинять и самим.
Автор: Ильичёва Анастасия
Комментариев нет:
Отправить комментарий